Вернуться

Бурцева Лидия Прокопьевна учитель биологии ГНПСОШ №2 г. Якутска.


Урок по теме «Погружение в мир водорослей»

Цели урока:
повторить и систематизировать знания школьников об особенностях организации водорослей, их строении, размножении, происхождении, о приспособленности к жизни в водной среде; продолжить формирование умения распознавать изученные водоросли, характеризовать их значение в природе; продолжить развитие интереса к процессу познания природы, научить учащихся находить биологические закономерности.
Оборудование: таблицы «Одноклеточные и многоклеточные водоросли», рисунки «Размножение водорослей», картинки «Узнай водоросль», лист самоконтроля.

Ход урока
I. Организационный момент
1. Постановка целей и задач
2. Объяснение правил работы с листом самоконтроля «Погружение в мир водорослей» (см. приложение 1). Лист самоконтроля не только позволяет школьнику проводить самоконтроль, т.е. оценивать свои знания и умения, но и превращать ребенка в субъект, заинтересованный в учении и саморазвитии. Он настраивает школьника на урок, создает условия, в которых он чувствуя себя не исполнителем каких-либо ролей, а полноценным участником различных форм деятельности.

II. Проверка знаний и умений
1. Фронтальная беседа с учащимися по вопросам:
- Какие царства живой природы вы знаете?
- К какому царству относятся водоросли?
2. Работа в малых группах (в парах) «Собери картинку» Знания из области систематики и эволюции живых организмов трудно воспринимаются детьми, поэтому предлагаемое упражнение будет здесь уместным. Оно не только обучает, но и вырабатывает у детей умение работать в парах, слушать друг друга, согласованно взаимодействовать. Каждая пара получает набор карточек. На одной стороне каждой карточки написаны систематические категории: «Царство Растения», «Подцарство Низшие растения», «Водоросли», «Одноклеточные водоросли», «Колониальные водоросли», «Многоклеточные водоросли».

Задание: используя знания по систематике, разложите предложенные карточки в логической последовательности. Проверьте себя: переверните карточки, если правильно выполнено задание, то на оборотной стороне соединенных карточек вы прочитаете название водоросли – ламинария. Поставьте себе отметки на 1 ступень листа самоконтроля.
Беседа по вопросам:
- Почему водоросли относятся к низшим растениям?
- Какие одноклеточные водоросли вам известны?
- Какие представители многоклеточных водорослей живут в пресной и морской воде?
- Как отличаются водоросли по цвету?

3. Работа с понятиями «Черный ящик» (см. приложение 2) Работа проводится в парах: один ученик выступает в роли учителя, другой – в роли ученика. На доске записаны понятия: гаметы, зигота, спорофит, гаметофит и др. Оценка за эту работу выставляется на 2 ступень листа самоконтроля.

4. Выполнение задания «Третий лишний»
Задание: найдите в предложенном перечне понятий лишнее и обоснуйте свой выбор.
Понятия: бесполое размножение, споры, гаметы, спорофит, благоприятные условия.

5. Рисунок – загадка Классу демонстрируются 2 рисунка пронумерованных о бесполом и половом размножении водорослей (без пояснений). Ученикам нужно определить о каком процессе идет речь в каждом рисунке, назвать способы размножения и записать их в тетрадь.
По результатам работы проводится беседа по вопросам:
- Почему водоросли размножаются разными способами?
- Какие преимущества дает каждый из них?

6. Работа с сигнальными карточками «Красный – зеленый» Учитель зачитывает классу вопросы, на которые каждый ученик отвечает поднятием красной сигнальной карточки (ответ – нет) или зеленой (ответ – да).
Вопросы:
1. Водоросли – это низшие растения?
2. Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными?
3. Водоросли имеют органы?
4. На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез?
5. По способу питания водоросли автотрофы?
6. Клетка водоросли имеет ядро, цитоплазму, оболочку, хроматофор?
7. Размножение с помощью спор называется половым?
8. При половом размножении образуются гаметы?

7. Игра «Снежный ком»
Класс делится на 3 группы по рядам. Каждый ряд получает карточку, включающую рисунок представителя группы водорослей и 5 заданий. Первый ряд получает задания по отделу зеленых водорослей, второй – по отделу бурых водорослей, третий – по отделу красных водорослей. Работа проходит в парах: на 1 вопрос отвечает первая пара в данном ряду, на 2 вопрос – вторая пара и т.д. По итогам работы формируется общий вывод.
Карточка 1.
1) Назовите изображенную водоросль.
2) Где обитает эта водоросль?
3) Как называются выросты тела, служащие для прикрепления водоросли к субстрату?
4) Как размножается эта водоросль?
5) Какой химический элемент входит в состав ее клеток?

Карточка 2.
1) Назовите изображенную водоросль.
2) Где обитает эта водоросль?
3) Каково ее строение?
4) Какую роль выполняет светочувствительный глазок?
5) Сколько способов размножения у данной водоросли?

Карточка 3.
1) Назовите изображенную водоросль?
2) Какие пигменты содержатся в ее клетках?
3) В каких морях она обитает?
4) На какой глубине она встречается?
5) Какое вещество, используемое в кондитерской промышленности, полуают из этих водорослей?

8. Узнай «земляка»
Каждому ряду выдается рисунок водоросли
1 – улотрикс
2 – пресноводная водоросль хара
3 – диатомовая водоросль
Посовещавшись 1-2 минуты, дети должны назвать водоросль и дать ей краткую характеристику.

9. Интеллектуальный «олимп»
После проведения итогов урока (подсчета баллов) наиболее успешные учащиеся по желанию выходят к доске и в доске и в быстром темпе отвечают на вопросы учителя:
Вопросы:
1. Какое море получило название от водоросли? Где находится водорослевое море?
2. Жители Кавказа часто наблюдали необычные явления: снег на вершине гор окрашивался в красный, зеленый, черный цвета. Как объяснить это явление? С какой водорослью связано появление необычной окраски?
3. Как называется наука, изучающая водоросли?
4. Какая одноклеточная водоросль служит биофильтром при очистке сточных вод?
5. Почему растения на «легкими планеты»?

III. Подведение итогов урока. Подсчет баллов. Запись в лист самоконтроля итогового количества баллов.

Перечень понятий по теме «Водоросли»
1. Водоросли - Сборная группа низших организмов, обычно водных растений
2. Таллом (слоевище)- Вегетативное тело водорослей, нерасчлененное на ткани и органы.
3. Хроматофоры - Органоиды водорослей, которые содержат пигменты, обеспечивающие фотосинтез.
4. Пигменты - Окрашенные соединения, содержащиеся в пластидах.
5. Ризоиды-Нитевидные образования, выросты нижней части, служащие для закрепления таллома на субстрате.
6. Спорофит-Бесполое поколение растений, образующее споры.
7. Гаметофит-Половое поколение растений, производящее гаметы.
8. Фитопланктон-Совокупность организмов, населяющих поверхность воды при достаточной для фотосинтеза освещенности.
9. Фитобентос-Совокупность организмов, обитающих на грунте.
10. Бурые водоросли-Многоклеточные водоросли, слоевище которых имеет желто-бурую окраску из-за большого содержания пигментов.
11. Красные водоросли (багрянки)-Многоклеточные слоевищные водоросли, содержащие красные и синие пигменты.



Вернуться


Hosted by uCoz