Вернуться

Бердникова Сара Вагаповна учитель биологии СОШ № 11 г. Якутска.


Урок по теме "Многообразие птиц в связи с условиями жизни."

Цель. Повторить основные признаки строения птиц, проверить практические умения и навыки по этому разделу.

Образовательные. Повторить и закрепить знания учащихся об особенностях строения птиц, размножения, о характерных признаках класса, значении птиц.

Воспитывающие. Продолжить формирование у учащихся чувства ответственности за свои действия, умения принимать решение сообща, выслушивать и оценивать мнения других. Убеждать учащихся в важности соблюдения правил гигиены и ЗОЖ.

Развивающие. Продолжить формирование умения четко и коротко выражать свои мысли, развивать познавательную активность, развивать самостоятельность.

Методы: словесный, наглядный, проблемно- поисковый.

План.
Повторение пройденного материала.
Изложение нового материала.
* Многообразие птиц
* Место обитания птиц. экологические группы птиц.
* Практическая работа с пластилином.
* Выводы, обобщение, домашнее задание.

Ход урока.
Повторение. Сравните птиц и пресмыкающихся по вопросам. Где развивается эмбрион? Чем покрыто яйцо? Что является источником питательных веществ для зародыша? Как долго развивается зародыш, возможно ли живорождение?

Птицы – высокоорганизованные позвоночные животные, способные к длительному полету, теплокровные. Эти и другие особенности жизнедеятельности дали возможность птицам широко расселиться по Земле. Жизнь птиц связана с лугами, полями, болотами, берегами водоемов, открытыми пространствами (стр 212-219).

То или иное места обитания заселяют птицы разных отрядов. В связи с приспособлениями к жизни в сходных условиях у них развились сходные особенности строения и поведения, сформировались экологические группы птиц.
Работа с таблицей в тетради.
* Птицы леса – быстрый полет, укороченные широкие крылья, длинный хвост.
* Птицы болот – длинные шеи, длинные ноги.
* Птицы водоемов и побережий.
* Птицы открытых воздушных пространств – сильно развиты грудные мышцы, рот приспособлен к ловле насекомых на лету.
* Птицы открытых пустынно-степных пространств – имеют хорошее зрение.
* Дневные хищники – крючковатый клюв, сильные пальцы, загнутые когти.

Тест.
1. Назовите утку подсемейства нырковых, название которой – фамилия известного русского писателя. (Гоголь).
2. Каким образом дрова превратить в оседлую птицу, обитающую в степях и полупустынях.(дрова – дрофа).
3. Чтобы узнать какую птицу из отряда воробьиных нарисовал художник, прибавьте букву «К» к названию русской реки.(Иволга).
4. Юного зоолога спросили, как его зовут, он ответил, что его зовут, как птицу из отряда воробьиных, но надо отбросить пятую букву.(Славка).

Практическая работа.
Нужно слепить из пластилина разные виды птиц.

Обобщение, закрепление.
1. В 60-х г. в науке появилось новое направление – бионика. Цель этой науки – решение инженерных и технических задач на основе изучения структуры и жизнедеятельности живых организмов. Сегодня все мы в быту пользуемся застежкой «Молния». Какой природный аналог этой застежки есть у птицы? См стр 205-206 учебника. (Перо, бородки соединяются крючками).
2. Подумайте, какие изменения в жизни птиц леса произойдут, если
* Произведена санитарная рубка леса?
* Уничтожены хищные птицы?
* Проведена борьба с гнусом?
3. Прекрасные голоса у многих птиц, их пение буквально зачаровывает человека. Звуковая сигнализация имеет большое значение в жизни самих птиц. а все ли птицы поют? Как решен вопрос звуковой сигнализации у безголосых птиц? (Аисты – щелкают клювом, дятел – стучит по стволу сухого дерева, козодой – ударяет крылом о крыло, выпь – опуская голову в воду, продувает воздух сквозь клюв и издает низкое «мычание»).
Д/з.




Вернуться


Hosted by uCoz