Вернуться

Иванова Ольга Кимовна учитель биологии СОШ № 10 г. Якутска.


Урок по теме "Значение пищи и ее состав"

Цели урока:
* Продолжить развитие понятия об обмене веществ, начатое при изучении клетки.
* Ввести понятие о пластической и энергетической функциях питания.
* Дифференцировать понятия "продукты питания" и "питательные вещества".
* Определить их значение и состав.



Ход урока
I. Проверка знаний.
Фронтальный опрос. Как уберечься от ОРЗ, гриппа, ОРВИ и других инфекционных заболеваний? Что происходит при туберкулезе легких? Как можно выявить туберкулез и рак легкого? Почему в помещениях необходима влажная уборка? Почему нельзя разговаривать во время еды?
Выборочная проверка работ, выполненных в рабочей тетради №1 (94-96) и по вопросам: Какую первую помощь оказывают при утоплении? Как помочь человеку, пораженному молнией или техническим током? Как проводят непрямой массаж сердца?
II. Изучение нового материала.

1. Почему после физического труда хочется есть? (необходимо восстановить вещества, которые в ходе работы оказались распавшимися, обеспечить биологическое окисление органических веществ, энергия которых расходуется на восстановительные процессы клеток)
2. Какие продукты мы употребляем в пищу и для чего? (мясо, хлеб, рыба, яйца, молоко, горох, орехи, масло, картофель, крупа)
3. Беседа о составе пищевых продуктов (на примере бутерброда с колбасой)
4. Составление обощающей схемы "Продукты питания" (хлеб, мясо, молоко, овощи, фрукты, горох, орехи, масло)

Питательные вещества:
Органические: белки, жиры, углеводы (одна часть идет на биосинтез, другая - на биологическое окисление).
Неорганические: вода (универсальный растворитель), Минеральные вещества (идут на построение скелета, участвуют в регуляции, входят в состав тканей и жидкостей внутренней среды).

III. Закрепление знаний.
Прочитать об обмене веществ между клеткой и внешней средой (с.18). Обмен веществ между клеткой и внешней средой происходит через кровь и идет постоянно. Кровь приносит к клетке различные питательные вещества, кислород. Из этих питательных веществ образуются олее сложные органические вещества (белки, жиры, углеводы) - клетка растет, а затем делится. Энергия, освободившаяся в результате биоокисления органических веществ, идет на синтез молекул АТФ, а затем используется по мере надобности. Продукты распада и окисления органических веществ - простые органические вещества и неорганические соединения (вода, углекислый газ, мочевина и др.) - выводятся из клетки, а затем из организма.
Рассмотреть рис. 4, 6, вспомнить функции митохондрий и рибосом. (правильность ответа можно проверить на с. 16). Рибосомы участвуют в синтезе белка. В митохондриях органические вещества подвергаются биологическому окислению, образуются молекулы АТФ. при распаде которых высвобождается энергия, нужная для организма.
Прочитать статью учебника "Значение тренировки мышц" (с.63, 64) и ответить на вопрос: на что расходуются питательные вещества, поступающие в организм? Часть питательных веществ идет на построение элементов клеток и тканей, на синтез ферментов, а другая часть распадается и окаисляются с освобождением энергии. Устно разобрать работу 97 в рабочей тетради № 1. Проверка знаний.

Вывод.
Пластическая функция питательных веществ заключается в усвоении их и образовании из них более сложных, свойственных организму веществ, при этом поглощается энергия.
Энергетическая функция питательных веществ заключается в распаде органических веществ на более простые с выделением энергии.
Значение питательных веществ. 1) Обеспечивают клетки и ткани строительным материалом, сырьем для производства неоходимых веществ. 2) Обеспечивают клетки органическими веществами, способными к биологическому окислению и выделению энергии, неоходимой для жизнедеятельности организма.

IV. Домашнее задание
Изучить 29. Ответить на вопросы учебника (с. 124). Самопроверка по тексту обобщения и списку основных понятий. Выполнить работу 97 в рабочей тетради № 1.

Проверьте себя "Значение пищи и ее состав"
Дополните утверждения
1. Хлеб, молоко, овощи, фрукты относятся к ..., а белки, жиры, углеводы - к ....
2. Пища, введенная шприцем прямо в кровь, вызывает гибель человека, а пройдя через пищеварительную систему, становится безопасной и усваивается клетками, потому что пищевые белки, жиры и углеводы не могут быть сразу усвоенными организмами из-за .... реакции.
Выберите правильный ответ
3. Питательные вещества используются организмом ...
а) только для создания утраченных веществ и структур;
б) только для биологического окисления органических веществ;
в) для процессов, указанных в пунктах а) и б), вместе.
4. Выпишите цифры, которыми обозначены питательные вещества и пищевые продукты.
1. Мясо, 2. Хлеб, 3. Жиры, 4. Молоко, 5. Углеводы, 6. Сыр, 7. Белки, 8. Сметана
Питательные вещества:
Пищевые продукты:



Вернуться


Hosted by uCoz