Вернуться

Бердникова Сара Вагаповна учитель биологии СОШ № 11 г. Якутска.


Урок по теме "Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных"

Задачи урока. Образовательные: повторить и закрепить знания учащихся об особенностях строения рыб, их размножения и развития, о характерных признаках класса, значении рыб.

Воспитательные: продолжить формирование у учащихся чувства ответственности за свои действия, умения принимать решение сообща, выслушивать и оценивать мнение других. Убеждать учащихся в важности соблюдения требований гигиены и ЗОЖ.

Развивающие: продолжить формирование умения выражать свои мысли четко и коротко, развивать познавательную активность детей, закрепить умение работать с учебником, выделять главное в изученном материале, развитие самостоятельности.

Методы: словесный, наглядный, проблемно- поисковый.

План урока:

I. Повторение пройденного материала, Тест.
II. Изложение нового материала.
1. Класс земноводные.
2. Сравнение рыбы и лягушки.
3. Место обитания земноводных.
4. Мускулатура Земноводных.
5. Скелет Земноводных.
6. Выводы и обобщение.


Ход урока:
Рыбы – исключительно водные животные. Обтекаемая форма тела. Головной мозг состоит из пяти отделов. Дыхание жаберное. Сердце двухкамерное. Конечности имеют форму плавников. Обмен веществ рыбы зависит от температуры среды.
Тест.
Изложение нового материала.

Особенности развития современных амфибий свидетельствуют о происхождении этой группы позвоночных от рыбообразных предков девонских кистеперых рыб. Современная фауна включает в себя не многим более 2500 видов амфибий, объединенных в три отряда: хвостатые (тритоны , саламандры), Безхвостые (жабы, лягушки), Безногие (червяги) записали в тетрадь, посмотрели на стр 186-187 учебника.

Значение их в природе:
1. как ограничители численности насекомых.
2. как кормовой объект пресмыкающихся. Птиц, пушных зверей.
3. как истребитель насекомых- вредителей культурных растений.

Записать в тетрадь.
Объясните почему земноводные могут жить на суше?
Сравните по рисунку на стр 175 рыбу и лягушку.
На стр 139 найдите ответ на вопрос. Где встречаются земноводные? Где живут тритоны? Где живут травяная лягушка, обыкновенная жаба?

Внешнее строение.
Тело земноводного разделено на голову, туловище и хвост (у тритона), две пары конечностей. Тело покрыто голой темной кожей, на коже много желез, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создается жидкостная пленка, в которой растворяется атмосферный кислород, поэтому возможно дыхание через кожу.
На голове два выпуклых глаза с веками, пара ноздрей. Барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха.
Имеется две пары ног. У лягушек задние ноги длиннее и сильнее передних, поэтому они могут передвигаться прыжками. Есть плавательные перепонки. (рис 196 стр 139)
Мышечная система у земноводных сложнее, чем у рыб. Слабы развиты мышцы туловища и хорошо развиты мышцы задних конечностей , что связано со способом передвижения лягушки.
Особенности скелета лягушки изучаются самостоятельно с помощью раздаточного материала (скелет лягушки), особенности записываются в тетрадь.
Вывод. В связи с жизнью на суше, способом передвижения прыжками скелет лягушки отличается:
* широким черепом
* коротким позвоночником
* наличием поясов конечностей
* длинными задними и короткими передними костями конечностей.

Обобщение. Д/з.


Вернуться


Hosted by uCoz