Вернуться

Звонкова Галина Степановна учитель биологии Табагинской СОШ г. Якутска.


Урок по теме "Систематика цветковых растений"

Цели урока:
* Выявить и закрепить знания учащихся по систематике цветковых растений.
* Стимулировать учебную и познавательную деятельность.
* Развивать мышление и творческую активность.
* Воспитывать бережное отношение к редким и исчезающим видам цветковых растений.

Методы;
Соревнования между двумя группами учащихся 7-х классов.
Оборудование:
Картинки с изображением цветковых растений, карточки с заданиями, магнитная доска, гербарий, название семейств, плодов, соцветий, формулы цветков, ромашка с загадками, грамоты участникам соревнования, плакат «Растения красной книги».

Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Богат и разнообразен мир растений, окружающий нас. Отдел цветковых растений насчитывает 235 тысяч видов. Все они объединяются в 2 класса.
Какие? (однодольные и двудольные).
II. Выполнение учащимися заданий.

1-е задание: Выбрать признаки, относящиеся к классу однодольных и двудольных (работа по командам).
1. Стержневая корневая система.
2. 1 семядоля в зародыше семени.
3. // или дуговое жилкование листьев.
4. 2 семядоли в зародыше семени.
5. Мочковатая корневая система.
6. Сетчатое жилкование листьев.

2-е задание: Какие признаки считаются важными для определения семейства растений?
а) тип корневой системы.
б) строение цветка.
в) тип соцветия.
г) жилкование листьев.
д) название плода.

Выяснив признаки, которые являются важными для определения семейства, выполним следующее:
3-е задание: «Узнай семейство, о котором идёт речь».
1. Отличительная особенность этого семейства - симбиоз с азотофиксирующими бактериями, расположенными на корнях растений.
2. Очень противоречивое семейство: наряду со съедобными встречаются ядовитые.
3. В основном это однолетние и многолетние травы - древнейшие культурные растения, кормят род человеческий.
4. Представители этого семейства хорошие медоносы и ценные овощи.

4-е задание: Определить правильное или неправильное суждение о семействах (каждая группа учащихся получает по 1 карточке с заданием).

5- задание: Выбрать 3 растения и подобрать к ним соответствующие:
а) название семейства
б) название соцветия
в) название плода
г) формулу цветка.

6-е задание: Определить растение по описанию, указать семейство и найти его в гербарии.

7-е задание: «Отгадай загадку» (Представители каждой группы отрывают по лепестку ромашки и отгадывают загадку).

8-е задание: «Пятый лишний» Из 5-ти растений - одно растение не принадлежит этому семейству, найти его.

9-е задание: По предложенному плоду определить растение и дать морфологический анализ.

10-е задание: Подобрать к каждому семейству название плодов. Учащиеся выходят к доске и напротив каждого семейства ставят № соответствующего плода.

Учитель: (обращаясь к плакату «Растения красной книги»). Без цветущих растений жизнь на нашей планете была бы очень унылой и даже невозможной. Эти растения уже стали редкими, поэтому не только их, но и все растения мы должны охранять.
Выступления учащихся:
1 группа: Фиалки, ландыши для нас Веселый май в садах припас.
2 группа: Но мы их рвать не будем! Пускай растут на радость людям.
1 группа: Если будут уничтожены - деревья, травы и цветы.
Все: То возможно, на планете Мы останемся одни!

В течение всего урока работает жюри, оценивает ответы учаи выявляет группу учащихся - победителей. Победители получают грамоту.

Заключение: Учитель подводит итоги урока, отмечает активш участников, поздравляет победителей.

Примеры заданий.

Задание №1
Выбрать признаки относящиеся к классу 1 дольных.
1. Стержневая корневая система.
2. 1 семядоля в зародыше семени.
3. Параллельное или дуговое жилкование листьев.
4. 2 семядоли в зародыше семени.
5. Мочковатая корневая система.
6. Сетчатое жилкование листьев.

Задание №2
Правильно или неправильно суждение:
1. Плоды сручкоцветных - стручки и стручочки.
2. У некоторых видов крестоцветных развиваются корнеплоды.
3. Все разноцветные имеют простые листья.
4. Формула цветка всех разноцветных: 4s Лз Т~ П~
5. У земляники плод - многосемянка
6. У всех паслёновых плод - ягода
7. Формула цветка паслёновых: 4(5) Л<5)Т(5) П1
8. Плоды бобовых - стручки.
9. В корзине подсолнечника имеются трубчатые и воронковидные цветки.

Задание №3
Узнай семейство по описанию.
Околоцветник простой, состоит из 6 лепестков, тычинок -6 пестик-1. Лепестки и тычинки расположены в 2 круга. Цветки крупные, ярко окрашены в разные цвета. Плод - коробочка.



Вернуться


Hosted by uCoz