Вернуться

Макарова Елена Владимировна учитель биологии ЯГЛ.


Урок по теме "Растительные сообщества. Лес." или игра - путешествие "По лесной тропинке".

Цель:
• Воспитание любви к родному краю, к родной природе.
• Закрепить знания о правилах поведения в лесу.
• Закрепить знания о животных и растениях лесов Центральной Якутии.
• Познакомить с новыми, редкими, лекарственными растениями.

Оборудование:
1. На доске изображения деревьев, лекарственных растений.
2. На магнитной доске изображения следов животных.
3. На столе изображения животных, ягод, следы жизнедеятельности животных (шишки, помет).
4. Гербарии, фотографии растений.
5. Для команд приготовлены карта маршрута, компас, таблички с знаками запрещающими различные действия в природе, изображения грибов и разрезанных грибов.
6. Видеооборудование, видеокассеты.

Ход игры:

Чтобы разделить ребят на команды им предлагается выбрать для себя эмблему с изображением листика. Те , кто выбрал листики наших северных растений образуют команду «Север», те, кто выбрал листья южных растений – команду «Юг».

На улице мороз, но дни становятся длиннее, скоро к нам придет весна и можно будет пойти в лес на экскурсию или в поход. Но это будет когда еще, а сегодня мы совершим заочное путешествие в лес.

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое - пчелой забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «Отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за белкою прыгнет на пень…
Вопрос за вопросом, и так целый день.
Давайте же мы по тропинке пойдем
Ответы искать под зеленым шатром.

И сразу же вопрос «Куда?» куда же нам идти? Чтобы ответить на этот вопрос, мне нужны капитаны команд. Капитанам предлагается, используя карту и компас определить направление движения.

Теперь посмотрите на карту. Где наша первая остановка? На краю поляны и еще там есть особый знак, которым на карте можно показать и мусор в том числе. Дети говорят, что там есть мусор. Обсуждаем вопрос откуда берется в лесу мусор, как сделать, чтобы его не было.

Следующее задание командам, объяснить знаки экологической опасности (знаки взяты из пособия «Твои открытия» альбом-задачник к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение» 3 класс).

Следующая наша остановка в густом лесу. И следующий вопрос «Кто?» кто же здесь живет? Задание командам: по очереди участники команд подходят к столу, выбирают изображения животных, которые живут в нашем лесу, называют их, а изображения укрепляются на доске. (Это: горностай, косуля, заяц, белка, бурундук, медведь, лиса, соболь и др.)

А теперь скажите, а можем ли мы этих животных встретить, увидеть в лесу? Очень редко. А что можно встретить? Следы или следы жизнедеятельности. Задание командам: выбрать на магнитной доске знакомые следы, назвать чьи.

Пахучий кустарник на кочке растет,
Болото собой украшая,
Неярко, но пышно весною цветет,
Багульник – аптека лесная.

Следующая наша остановка на болоте. Скажите, а что значит лесная аптека? Какие лекарственные растения вы знаете? Задание командам разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия лекарственных растений. Команды разгадывают, а учитель показывает рисунки и гербарии этих и других лесных растений, рассказывает о их лекарственных свойствах.

Смотрим видеофрагмент о сфагновом болоте, ягодах и грибах на болоте.

Задание командам: выбрать из предложенных изображения ягод, которые растут в нашем лесу, назвать их.
Кроме ягод, в лесу можно есть грибы. Но , чтобы не отравиться, нужно соблюдать правила сбора грибов. В первую очередь – не собирать незнакомые грибы, не собирать отдельно ножки и шляпки, не разрушать грибницу.

Задание командам: выбрать из предложенных, изображения съедобных грибов.
Задание командам: найти для шляпок грибов, соответствующие им ножки. Кто быстрее и правильнее.

Разгадайте загадку. В лесу котелок – кипит, кипит, а укипи нет. Правильно. Это муравейник.
Смотрим видеофрагмент о муравьях и муравейнике. В нашем лесу есть большие муравейники, они приносят большую пользу, а их главный враг – пожар. Смотрим фотографии муравейника и сгоревшего муравейника, обсуждаем правила обращения в лесу с огнем.

Следующая остановка на красивой цветочной поляне. В нашем лесу растут красивые цветы. Смотрим фотографии и гербарии цветов, запоминаем названия. Среди них есть редкие охраняемые растения. Смотрим видеофрагмент о цветущих растениях нашего леса.
Вопросы к видеофрагменту: какие знакомые растения видели? Какие редкие растения видели? Какие новые для вас растения вы увидели?

Вот и закончилось наше путешествие.
Михаил Ковалевский написал такие стихи:
Л Е С А М.
Вам низко кланяюсь, леса, -
Корням, стволам и каждой ветке.
Вам поклонялись наши предки
Еще до веры в небеса.

Вам низко кланяюсь, леса, -
Зверям, букашкам, каждой птице.
Живу с надеждой возвратиться
К вам снова: верю в чудеса…

Весной мы обязательно сходим в лес.



Вернуться


Hosted by uCoz